О комитете

Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в области природопользования и охраны окружающей среды
 
Задачами комитета является:
  • Реализация государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды в пределах компетенции.
  • Разработка и реализация мер, направленных на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, развития и освоения минерально-сырьевой базы области.
 
Для реализации поставленных задач комитет осуществляет следующие функции:
 
В сфере лесопользования:

 

  • предоставление в установленном порядке лесных участков, находящихся в собственности области, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование гражданам и юридическим лицам, а также заключение договоров купли продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности области, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
  • организация использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях, находящихся в собственности области, и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;
  • установление порядка заключения договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд;
  • установление в пределах компетенции порядка деятельности лесничих в лесничествах и лесопарках;
  • разработка лесных планов области и представление их на утверждение Губернатору области;
  • разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств и лесопарков, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
  • предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
  • выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
  • организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
  • ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории области;
  • осуществление государственного лесного контроля и надзора;
  • установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.
 
В сфере недропользования:

 

  • проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, содержащих месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участках недр местного значения, а также об участках недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • установление размеров и взимание платежей, связанных с пользованием участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области;
  • разработка и реализация областных долгосрочных целевых программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
  • создание и ведение областного фонда геологической информации, осуществление распоряжения его информацией;
  • участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
  • составление и ведение областного баланса запасов общераспространенных полезных ископаемых и областного кадастра месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых, учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на территории области, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения;
  • обеспечение в пределах своей компетенции функционирования государственной системы лицензирования пользования участками недр путем установления порядка оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • осуществление государственного контроля за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком;
  • участие в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
  • участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
  • организация и проведение аукционов на право пользования участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • утверждение нормативов потерь общераспространенных полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения;
  • регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
 

В сфере водных отношений:

  • предоставление в установленном порядке водных объектов или их частей, находящихся в собственности области, в пользование гражданам и юридическим лицам на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, в том числе организация и проведение аукционов по приобретению права на заключение договоров водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
  • участие в деятельности бассейновых советов;
  • разработка и реализация областных долгосрочных целевых программ по использованию и охране водных объектов или их частей, расположенных на территории области;
  • осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору;
  • участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов;
  • осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности области;
  • осуществление мер по охране водных объектов, находящихся в собственности области;
  • утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов;
  • установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (государственных инспекторов Псковской области по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов);
  • ограничение, приостановление и запрещение водопользования в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • утверждение проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установление границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам;
  • предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, установленных Водным кодексом Российской Федерации, в том числе организация и проведение аукционов по приобретению права на заключение договоров водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
  • осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории области;
  • осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории области;
  • резервирование источников питьевого водоснабжения.
 

В сфере охраны и использования объектов животного мира, а также водных биологических ресурсов:

  • организация и осуществление охраны и воспроизводства объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также охрана среды обитания указанных объектов животного мира;
  • установление согласованных с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, объемов (лимитов) изъятия объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • регулирование в установленном порядке численности объектов животного мира, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • внесение в установленном порядке в пределах компетенции представлений об установлении на территории области ограничений и запретов на использование объектов животного мира в целях их охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
  • ведение государственного учета численности объектов животного мира, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира в пределах области, за исключением объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, с последующим представлением сведений федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания;
  • выдача лицензий (за исключением распорядительных) и разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
  • выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • разработка в пределах компетенции требований к предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов и линий связи и электропередачи;
  • заключение договоров о предоставлении территории, необходимой для осуществления пользования объектами животного мира;
  • организация и проведение конкурсов по предоставлению животного мира в пользование;
  • разработка и реализация областных долгосрочных целевых программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания;
  • контроль за использованием капканов и ловушек;
  • осуществление контроля за оборотом продукции, получаемой от объектов животного мира в пределах компетенции;
  • осуществление мер по воспроизводству объектов животного мира и восстановлению среды их обитания, нарушенной в результате стихийных бедствий и по иным причинам, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории области, за исключением государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  • осуществление иных полномочий в сфере охраны и использования объектов животного мира в пределах компетенции.
 

В сфере охраны и использования водных биологических ресурсов:

  • организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах в пределах компетенции, установленной федеральным законодательством;
  • утверждение перечня рыбопромысловых участков на водоемах области по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
  • распределение между пользователями водными биологическими ресурсами квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для организации любительского и спортивного рыболовства;
  • распределение между пользователями водными биологическими ресурсами промышленных квот в пресноводных водных объектах; заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и договоров пользования водными биологическими ресурсами, которые отнесены к объектам рыболовства и общий допустимый улов которых не устанавливается;
  • организация в пределах компетенции конкурсов на право заключения договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства и договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства;
  • подготовка и заключение в пределах компетенции договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства и договоров о предоставлении рыбопромысловых участков для осуществления товарного рыбоводства;
  • участие в работе областного рыбохозяйственного совета;
  • обеспечение возможности участия граждан и общественных объединений в решении вопросов, касающихся рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, согласно которому граждане Российской Федерации и общественные объединения имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние водных биологических ресурсов в порядке и формах, установленных законодательством;
  • осуществление иных полномочий в сфере охраны и использования водных биологических ресурсов.
 

В сфере охраны окружающей среды:

  • участие в определении Администрацией области основных направлений охраны окружающей среды на территории области;
  • участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории области;
  • разработка и реализация областных долгосрочных целевых программ в области охраны окружающей среды;
  • участие в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории области в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору;
  • утверждение перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды Псковской области);
  • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
  • ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
  • ведение Красной книги Псковской области;
  • участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории области;
  • разработка и реализация областных долгосрочных целевых программ охраны атмосферного воздуха;
  • участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;
  • осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
  • информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;
  • введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и проведения государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти области;
  • выдача в пределах компетенции и в установленном порядке разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • установление в соответствии с федеральным законодательством сроков поэтапного достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
  • управление в пределах компетенции и контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также ведение кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • получение от соответствующих органов информации об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территории области;
  • делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на территории области и в случае возможного воздействия на окружающую природную среду в пределах территории области хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другим субъектом Российской Федерации;
  • организация и проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства об экологической экспертизе при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
  • информирование населения о намечаемых и проводимых экологических экспертизах и об их результатах;
  • участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами;
  • установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
  • осуществление приема отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов, представляемой в уведомительном порядке субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, и установление порядка ее представления и контроля;
  • утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
     

А так же:

  • Осуществление контроля, в том числе во взаимодействии с органами исполнительной власти области, за деятельностью подведомственных государственных предприятий и государственных учреждений области.
  • Участие в выполнении международных договоров Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды в установленном порядке.
  • Обращение в суд с требованиями об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды.
  • Осуществление в установленном порядке контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в областной бюджет, администратором которых является, пеней и штрафов по ним.
  • Осуществление в рамках своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством.
  • Осуществление мероприятий мобилизационной подготовки в соответствии с законодательством.
  • Осуществление в пределах компетенции Государственного комитета иных полномочий в соответствии с законодательством.